1. Проявляйте живой интерес к жизни ребёнка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным поражениям. При необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
2. Общайтесь с ребёнком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
3. Устанавливайте с каждым ребёнком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребёнка к вам вашей доверительностью и искренно стью к нему.
4. Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
5. Свою раздражительность поведением ребёнка выражайте ноткой намёка на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нём более высокое представление.
6. Относитесь с интересом к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и пр.).
7. Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребёнок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно. 8. Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками.
9. Извиняйтесь перед ребёнком, если по какой – либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, не забудьте выполнить обещание.
10. Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
11. Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребёнка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.
12. Предлагайте родителям присутствовать на уроках.
13. Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.
14. Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания детей по содержанию урока.
15. Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, задания и т.д., применяемых вами с целью апробирования.
16. Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию. Относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т.д. детей серьёзно, с достоинством.
17. Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своём заблуждении.
18. Учите детей этично высказывать и доказывать своё мнение, спорить.
19. Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребёнка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.
20. Учите детей думать, проявляйте своё поощрительное отношение к детям, умеющих думать, размышлять, обдумывать.
21. Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как думать, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать.
22. Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими их людьми, об отношении их к нему.
23. Подчёркнуто уважайте право ребёнка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражения при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.
24. Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.
25. Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.
26. Пользуйтесь способом «допущения» ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.
27. Не ставьте одного ребёнка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
28. Помогайте ребёнку превзойти самого себя.
29. Замечайте и радуйтесь, когда ребёнок достигает успеха.
30. Задавайте детям домашние задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.
31. Предлагайте детям задания с целью определения своих предельных возможностей.
32. Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий, помогайте им учиться способам их решения.
33. Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои «пятиминутные уроки», помогайте им в проведении таких уроков.
34. Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для использования на уроках сложные задания, головоломки и ребусы и при их применении на уроках не забывайте указать, кто их автор.
35. Проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок, прислушивайтесь к их по- желаниям.
36. Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведении интересного урока.
37. Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.
38. Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребёнка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался ребёнок и как их преодолевал.
39. Проявляйте своё оптимистическое отношение к возможностям ребёнка, особенно когда его постигает неудача.
40. При оценочных суждениях по поводу работы ребёнка больше опирайтесь на положительное качество, уже достигнутое. Ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого знания.
41. Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребёнка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, выражать свою оценку о работе товарища.
42. Стремитесь к овладению изящным исполнением педагогических процессов.
43. Следите за чистотой вашей речи, не допускайте её загрязнения.
раскрыть » / « свернуть